Педагогическое эссе на тему «Поиск своего урока»




Скачать 65.07 Kb.
НазваниеПедагогическое эссе на тему «Поиск своего урока»
Дата публикации13.10.2013
Размер65.07 Kb.
ТипУрок
wastie.ru > Математика > Урок

Педагогическое эссе на тему «Поиск своего урока»

Садыкова Лариса Хоснуловна, учитель математики и информатики

МБОУ «Осинская СОШ №1»

Позади двадцать лет работы в школе. Сколько было радостей и тревог, сомнений и волнений... Работа учителя сложная и, сколько бы ни работала, кажется как будто все в первый раз.

И вот вспоминаю, как начинала работать. Молодая, полная сил и энергии, всегда с хорошим настроением, потому, что мне очень нравится в школе. Да хоть какой класс дайте - научу!

В первый год моей работы дали мне старшие девятые и десятые классы, да еще классное руководство в десятом классе. Сейчас думаю и хорошо, что сразу старшие классы. Во-первых, в памяти было, как меня учила моя учительница, даже школьные тетради сохранились. Во-вторых, в институте на четвертых-пятых курсах рассматривалась программа старших классов. В-третьих, дети-то уже самостоятельные. Их не надо было успокаивать, настраивать на урок. Они знают, что впереди экзамены, что это им нужно. В общем, проблем с дисциплиной, с заинтересованностью не было.

А я люблю, когда меня слушают внимательно. Тогда начинаю объяснять, привожу интересные факты, чуть ли не захлебываясь, просто летаю по классу. Дети изумленно смотрят на меня. Тогда я была не намного старше их и, как мне тогда казалось, все понимают меня, поэтому уходила с уроков довольная.

Но вот первая же проверочная работа показала, что не все так гладко, как мне казалось. Все равно я не расстраивалась, мне было хорошо в школе, наслаждалась процессом преподавания, общалась с детьми, коллегами, нашла общий язык со всеми, никакие проблемы психологии и дидактики меня не волновали. Нравилось объяснять, учить, видеть заинтересованные глаза ребят. Рядом трудились опытные педагоги, которые в перспективе видели итоги своей работы, поэтому временные неудачи их не смущали.

Я сказала, что проблемы дидактики и психологии меня не волновали, но одна дидактическая проблема всё же не давала покоя - проблема структуры урока. Не люблю однообразия, поэтому каждый урок хотелось как-то по-другому проводить, интереснее. Поэтому вечерами при подготовке к уроку придумывала, в какой форме провести следующее занятие.

Приемы были несколько наивными, но все же помогали мне держать внимание класса. Помню, как в десятом классе на большой таблице начертила график цветными красками, объяснила схему исследования функции. Потом раздала каждому ученику маленькие карточки (тоже красочные) с разными кривыми графиков и дала задание исследовать. Вот тогда-то я выявила тех, кто слушал меня невнимательно, и тех, кто вообще не понимал меня, хотя смотрели и слушали с большим интересом.

Мне понравилось после каждого объяснения проверять детей по карточкам - кто как усвоил программный материал. Да и дети, зная, что материал будет проверен, стали слушать уже внимательнее. Где было непонятно - спрашивали, а иначе им не написать проверочную.

Завела тетрадь для оценок. В журнал не стала заносить каждую оценку, а сделала так. Три небольшие проверочные, общая оценка в журнал. Также и по домашним заданиям. Проверяю все домашние задания, оценки в свою тетрадь, а за три домашних задания - оценка в журнал. Есть дети, которые учатся ради оценок, они заволновались, стали стараться, а за ними и остальные подтянулись.

До сих пор я применяю эту систему многократного отчета учащихся по каждой теме курса и всесторонней оценки знаний учащихся. Нелегко каждый день, помимо рабочих тетрадей, проверять еще зачетки, все фиксировать в тетрадь, затем в журнал. Не то, чтобы нелегко, а много времени уходит, пока считаю для себя это необходимо делать, иначе не видно обратной связи. Говорю на уроке: «Кому не понятно - поднимите руки». Редко ведь кто поднимет, хотя и не поняли, перед одноклассниками стыдно. Ведь все равно выясню, проверю.

Проблемы появлялись одна за другой: материалы предыдущих уроков-то забываются, как ни старайся, память человеческая так устроена.

На уроке изучаем новый материал, закрепляем, где взять время на повторение, тут бы успеть по новой теме уложиться. Обратилась за помощью к коллегам, помогли, рассудили. Пять минут обязательно на то, чтобы повторить пройденное, пусть даже давно прошли, но в памяти периодически восстанавливаем. А если периодически, многократно повторять, то удержать в памяти еще возможно.

Стала давать открытые уроки в присутствии завуча, других учителей математики. Тогда произошел откровенный разговор с одной учительницей математики. Впервые я задумалась о том, что надо не просто давать урок за уроком, а должна быть цель, определенная задача, к которой ты стремишься, какая-то система должна быть.

Только на своих ошибках можно понять то, что приемлемо только для тебя самой, для твоего стиля, для твоей системы работы.

После некоторого перерыва (декретного отпуска) начала вести уроки в пятых, шестых, седьмых классах. Как тяжело было их организовать. Заинтересовала их в начале урока, поработали, устали, опять шум. Мне казалось, я никогда не смогу держать их во внимании.

Прочитала много - много литературы, выяснила, что можно в пятых классах заинтересовать игрой. Стала придумывать игры на весь урок. Поиграли урок, поиграли два. Детям понравилось, что легко, просто, можно особо не утруждать себя, играй, развлекайся. «Решил молодец, не решил - плохой улов, ну и ладно. Помог медвежонку пример решить - молодец, не смог - ничего страшного, пусть другие решают, а я в другую игру поиграю».

Сама-то, помню, как уставала. Чтобы держать их в игре, мне надо было постоянно их призывать, объяснять новые условия игры. А сколько надо было наглядных пособий, игрушек, чтобы весь урок играть. А как я много стала говорить на уроке, просто ужас. Детей уже не собрать, они хотят только играть. О серьезных задачах и речи нет. Говорю: «Давайте поиграем». А сама предлагаю решить какую-то задачу. Даже некорректно получается, что за игра, здесь надо напряженно решать задачу.

В общем, ни игра, ни урок не получились. Не могу я весь урок играть с детьми, т.к. сама убедилась, что игра перекрывает познавательные цели, отвлекает внимание учащихся, дети быстрее устают, после игры не могут включиться в серьезную учебную работу.

Мне тогда понравилось, что у детей глазки загорелись, им стало интересно. Значит, все-таки некоторые моменты можно устраивать, только не на весь урок.

Теперь в младших классах я стараюсь обязательно включать занимательные задания на уроке не с целью развлечения, а чтобы увлечь их, заинтересовать. Например, игра на внимание «Найди все числа от 1 до 20», «Найди лишнее слово», соревнование «Кто быстрее решит?», эстафета по рядам - решить на трех досках один и тот же пример по действиям, но чей ряд быстрее. Тут же есть консультанты, проверяющие. Ведь тоже игра.

Еще много различных методик, технологий мне приходилось испытывать на себе. И, в конце концов, мне нравится традиционная классно-урочная система, обосновал еще Ян Амос Каменский: точный порядок во всем.

Мне нравится кратко объяснять, многократно повторять, чтобы запомнили. Это есть у Шаталова. А еще мне надо всех проверить, и не раз. Самое главное, чтобы работали все ученики. Оказывается, есть такая технология еще с 70-80 годов. Наверняка по ней меня учила в начальных классах моя мама Фахрутдинова Сакина Газисовна и моя учительница по математике в старших классах Хазагарова Лидия Александровна. Слишком уж она мне близка и понятна, как что-то родное.

Эта технология учебных циклов, разработанная в АПН при участии Германа Григорьевича Левитаса. Я взяла за основу эту технологию и теперь по ней стараюсь строить свою педагогическую работу.

Нужен опыт, нужно много времени, чтобы все стало получаться так, как хотелось бы. Невозможно сразу достичь высоких результатов, пока система работы не станет гладкой, как но накатанной дорожке. Да и тогда, мне кажется, будут свои проблемы. Ведь не хочется останавливаться на достигнутом. Хочется пробовать, изобретать, работать творчески, давать хорошие результаты.

Как же возникает хороший урок? У каждого учителя могут быть различные ответы на этот вопрос. Мы говорим: «Урок - основная форма организации обучения». При этом мы четко знаем, что надо дать на уроке: перед нами программа, учебник. Но вот как его преподнести?

На мой взгляд, урок, во-первых, должен быть продуман во всех деталях. Я люблю, чтобы все этапы логично следовали один из другого, а учащиеся понимали, что, почему и зачем они делают на занятии.

Во-вторых, все, что учитель говорит, желательно видеть. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». А это совсем нелегко. Ведь надо не просто иллюстрировать, а наглядно показывать ход рассуждений, связь между понятиями.

В-третьих, учащихся необходимо готовить к осознанию темы урока. В-четвертых, на уроке должно быть интересно. И самое главное интерес возникает там, где учителю удается заразить ребят своей эмоциональностью. Где-то выделяешь голосом то или иное слово, иногда поражаешься, иногда восхищаешься, заставляя учеников восхищаться вместе с тобой. Бывает, специально лукавишь, чтобы дети сами догадались, о чем речь в задаче. Одним словом, стараешься делать так, чтобы дети видели, как учитель старается донести до них знания, что он устремлен только к детям, забывая о своих житейских проблемах.

А как научить всех? Как работать с более одаренными детьми?

Вопросы, вопросы, вопросы! Их еще так много. Но я буду работать еще ни один год и успею на все эти вопросы ответить.

Мне очень хочется делать так, чтобы ребята всегда ждали моего урока, подбегали и спрашивали: «Что у нас сегодня будет на уроке?» И каждый день их чем-то удивлять. И так хочется, чтобы каждый день наши дети ходили в школу с радостью!


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Педагогическое эссе на тему «Поиск своего урока» iconУрок окружающего мира на тему: «Тайны воды»
Цель урока осмысление знаний о воде и её тайнах, поиск ответов на поставленные вопросы через работу с различными источниками информации,...

Педагогическое эссе на тему «Поиск своего урока» iconРуководство по написанию эссе (сочинения) у эссе может быть множество...
В любом случае, ваше эссе будет иметь один и тот же базовый формат. Если вы будете следовать нескольким простым шагам, вы увидите,...

Педагогическое эссе на тему «Поиск своего урока» iconТехнология альтруизма
Размышления на тему "Как жить дальше" или "Что делать?". Дискуссионные материалы. Форумы. Поиск единомышленников

Педагогическое эссе на тему «Поиск своего урока» iconКонспект урока по английскому языку в 6 классе на тему: «Ваше здоровье зависит от вас?»
Учитель проводит беседу с дежурным по классу. Затем знакомит учащихся с целями и задачами урока, рассказывает о порядке урока

Педагогическое эссе на тему «Поиск своего урока» iconКак приступить к написанию эссе и что делать, если наступит писательский ступор?
К числу вступительных испытаний для поступающих в Высшую школу Майнор (МК) относится также и эссе. Данное пособие поможет кандидатам...

Педагогическое эссе на тему «Поиск своего урока» iconВсемирная организация интеллектуальной собственности женева
Воис) объявила победителей международного конкурса на лучшее эссе. Шесть эссе-победителей были представлены участниками из Азербайджана,...

Педагогическое эссе на тему «Поиск своего урока» iconМетодические рекомендации по проведению урока
Сейчас мы с вами отгадаем загадки. И отгадки помогут вам узнать тему сегодняшнего урока

Педагогическое эссе на тему «Поиск своего урока» iconС. Красиков Педагогическое новаторство… в чем оно проявляется?
Педагогическое новаторство… в чем оно проявляется? И можно ли назвать новаторством то, что пришло к тебе как озарение на тридцатом...

Педагогическое эссе на тему «Поиск своего урока» iconРазработка урока по предмету «История» на тему: «Сталинградская битва»
Предметом данной работы является тематическая разработка урока по предмету «История» на тему: «Сталинградская битва»

Педагогическое эссе на тему «Поиск своего урока» icon«Мы же можем !» Эссе на тему «Учитель должен учитель может Чуткие, внимательные и восприимчивые
Мы, молодые специалисты маоу сош №18 г. Тобольска, представляем новое поколение учителей

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
wastie.ru
Главная страница